История

История

В 1678 году "Переписная книга посадских дворов города Орлова и дворов в волостях" М. Воейкова и Ф. Прокофьева отмечает в починке Ивашка Таланкина 9 дворов, в четырёх из них имелось по две избы с одной оградой. В 13 домах, таким образом, проживало 18 семей. Заносились а переписную книгу только души мужского пола, которых, было 49, в том числе детей 24. Это указывает на то что семьи были молодые, недавно обосновавшиеся на новом месте. Если учесть, что и женская половина населения обычно равна мужской, то в починке было порядка 100 жителей.

Больше всего проживало Жаворонковых — пятеро дворохозяев. Четверо из них братья, так как записаны Елфимовыми, то есть Ефимовичами. Старшим являлся Исачко (Исай) и был он к тому времени уже дедом. В соседней избе жил отделившийся от него сын Ивашка, в семье которого уже имелся двухлетний наследник Андрюшка. На подворье у Ивашки был записан ещё и Захарко Жаворонков с двумя сыновьями. Надо полагать, что это родственник, не успевший обзавестись собственным домом. С Исаем вместе жил другой женатый, но пока не отделившийся сын Елеска, а также женатый внук Тишка. Дедом был и брат Исая Лаврушка, записанный бобылём и проживающий с женатым сыном. У двух других братьев — Коземки и Сеньки — женатых сыновей ещё не было. У Сеньки их записано трое в возрасте от 4-х до 12 лет. В его доме проживала также и семья половинника Петрушки Четверикова с четырёхлетним Ситкой. Другая фамильная ветвь в починке — четверо Ворожцовых. Двое из них — Юрка и Коземка Филипповы — были братьями. Оба жили вместе с женатыми сыновьями. У Мартынки Ворожцова, но только Васильева, на подворье записана была семья его брата Мишки с годовалым сыном Афонькой. Кроме этих семей проживали в починке Никита Корякин с половинником Акинфейкой Киселевым, Федотко Жгулев, Ганка Шамриков и «солдатский Сенька Плетнев женат» со старшим братом Пашкой и двухлетним племянником Ивашкой. Не лучшее место выбрали для своего нового обоснования и строительства жилья Иван Таланкин и другие новоселы. В течение последующих двух веков починок не только не получил никакого развития, но, наоборот, едва ли не наполовину лишился своих жителей. Это подтверждается материалами проводившейся в уезде в 1885 году подворной описи населения. В описи той имеет он и другое название, приведённое в скобках, — Оричи. Так он стал называться в связи с переводом в разряд деревень. Оричи в 1885 году насчитывали всего 5 дворов, а душ обоего пола 41.

Любопытны и другие данные: неподалёку проходила трактовая дорога из Орлова на Коршик, а за околицей деревни стояла этапная изба. В ней отдыхали и ночевали арестанты, следовавшие под конвоем на поселение в Сибирь. Оричане владели 63 десятинами пашни, имели 5 лошадей и 12 коров. Среди жителей были двое грамотных. Кроме земледелия, занимались подсобными промыслами — был один крендельщик, а четверо мужиков ходили на Тобол бурлачить. Зато появилось в округе много других деревень, что не были отмечены в переписи 1678 года. На основе починка Новокшоновского к 1885 году сформировались сразу четыре деревни — Шаричи (18 дворов), Дунайчики и Макаровы — по 10, Соседки (6 дворов).Вот в них-то, надо полагать, и подались оричевские жители, и закипела деревня. Три деревни возникли на основе починка Оськи Уланова — Улановы (12 дворов), Гулины и Кормичи (по 8), 22 двора насчитывала деревня Братухины, 38 — Носковы, 8 — Жгулевы.

Новая жизнь для Оричей настала в связи со строительством железной дороги из Вятки в Петербург. Вопрос этот решался не просто. Орловское уездное земское собрание дважды ходатайствовало перед губернским собранием, чтобы эта дорого проходила через город Орлов. В Вятке с этим согласились. Однако, после изыскательных работ министерство путей сообщения утвердило строительство железной дороги не через Орлов, а через Котельнич. В Орловском уезде, в пределах теперешнего нашего района, планировалось устроить три станции — Замятинскую в Камешницкой волости, Холуницкую — на границе Истобенской и Шалеговской волостей, Пищальскую — в Посадской волости, а также разъезд у деревни Оричи Спасской волости. В 1902 году Орловское уездное собрание собралось с просьбой в губернское земство о возбуждении ходатайства перед министерством путей сообщения об устройстве железнодорожной станции у деревни Оричи вместо предполагаемого разъезда. Ходатайство было удовлетворено, и на железнодорожном пути от Вятки к Петербургу появилась станция Оричи. Строительство железнодорожной линии по указу императора Николая II было начато в 1902 году, а пуск её в эксплуатацию состоялся 15 ноября 1906 года. Дорога сразу внесла оживление в экономику края, в том числе отразилась на судьбе жителей небольшой деревушки Оричи. Была расположена она в районе нынешней улицы Октябрьской теперешнего посёлка и оказалась в отдалении от станции. Там же с поездами прибывали пассажиры, а на пакгауз — грузы, которые надо было доставлять в Орлов, Истобенск, другие места. Появилась возможность заработка как за счёт транспортных услуг, так и торгового обслуживания. Это заставило жителей деревни переселиться ближе к станции. Сюда поехали наиболее предприимчивые жители из других деревень. Дома ставили один возле другого примерно по линии сегодняшней улицы Колхозной, только ближе к бывшему кинотеатру. Получилась деревня-односторонок, только так теперь Оричи не называли, а именовали станцией.

По переписи 1926 года в Оричах проживало 24 хозяйства, в которых было 75 человек, и 17 хозяйств служащих станции — 60 человек. А через три года, когда проходило районирование, поселок стал центром вновь образованного Оричевского района. Началось строительство жилья, административных зданий.

9 мая 1960 года присвоен статус рабочего посёлка. Создаются новые предприятия, появляются новые улицы.

По переписи 1989 года в посёлке было 53 улицы и проживало 9915 человек.

 

 

 

 

Дата создания: 21.08.2014 18:04

Дата последнего изменения: 31.03.2018 09:41

На главную страницу